План работы МКОУ «Новолидженская СОШ» с детьми из семей мигрантов
Множество трудностей возникает на жизненном пути детей из семей мигрантов, с которыми им приходиться сталкиваться в результате смены места жительства.
Характерной чертой психологического состояния мигрантов является так называемая категория «утрата». Дети лишаются своего привычного жилья, личных вещей, друзей, и близких родственников. Все это вызывает стрессовые ситуации и расстройства, которые могут проявляться в течение их дальнейшей жизни.
Возникают и другие психологические моменты, связанные с пребыванием ребенка в образовательных учреждениях. Так, положение детей из семей мигрантов в школе, как правило, наносит ущерб их самоутверждению. Незнание языка и культуры региона нового поселения приводит к отставанию от других учащихся в изучении школьных предметов, к чувству дискомфорта. Стремление сохранить приверженность к прежним ценностям создает дополнительные проблемы в школе.
Дети из семей мигрантов испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, это приводит к разным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации. У многих детей из семей мигрантов удовлетворительное отношение к учебе, слабая инициативность, отклонения личностного развития (заниженная самооценка, повышенная тревожность, сниженное самочувствие, активность, настроение; имеют место проявления агрессивности, нарушения поведения, изменения мотивационно-потребностной сферы, негативное отношение к социокультурным нормам других народов). Нужно помнить, что психолого-педагогические особенности детей и подростков из семей мигрантов, спровоцированные всем комплексом проблем, с которыми приходиться сталкиваться семьям мигрантов в связи с переменой места жительства, могут затруднить полноценное развитие личности.
Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса мер педагогической, психологической и социальной поддержки, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания и успешную социализацию.
Работа с такими детьми из семей мигрантов включает в себя, прежде всего, организацию, развитие и совершенствование системы педагогической поддержки.
Цель – педагогическая поддержка адаптации и социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы.
Задачи:
- Изучить уровень подготовки обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов по интеграции в образовательную и воспитательную среду детей-мигрантов.
- Изучить процесс адаптации детей – мигрантов при интеграции в образовательную и воспитательную среду.
- Оказать педагогическую поддержку детей-мигрантов в образовательной и воспитательной среде в условиях общеобразовательной школы.
- Провести мониторинг и анализ внедрения в систему образовательной и воспитательной среды педагогической поддержки детей-мигрантов.
Для детей мигрантов важным является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения в новой языковой и культурной среде, так как, попадая в школьную среду, ребенок оказывается перед множеством разнообразных факторов, касающихся всех сторон жизни: обучение в школе, взаимоотношения с учителями, общение со сверстниками, отношение к тем или иным требованиям и нормам.
Исходя из перечисленных выше проблем в педагогической поддержке детей-мигрантов должна вестись работа с обучающимися, педагогами, родителями (законными представителями) образовательного учреждения в направлении толерантного отношения к детям-мигрантам, обучения навыкам коммуникациии и помощи в формировании жизненных установок.
План и структура психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов
План и структура педагогической поддержки детей-мигрантов направлена на взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения и осуществляется на основе следующих мероприятий:
№ п/п |
Тема |
Направление, форма работы |
Ответственный |
Диагностическая деятельность |
|||
1 |
Определение уровня подготовки для обучения в классе |
Диагностика уровня обучения |
Классный руководитель, учителя по предметам обучения, заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
2 |
Изучение медицинской карты ребенка-мигранта |
Диагностика уровня здоровья ребенка-мигранта |
Фельдшер |
3 |
Изучение уровня развития устной и письменной речи ребенка |
Диагностика устной и письменной речи ребенка-мигранта |
Педагог-психолог |
4 |
Предварительная оценка психического здоровья ребенка |
Диагностика психического здоровья, оценка наличия уровня стресса, «утраты» |
|
5 |
Социальная карта ребенка-мигранта |
Диагностика социальной характеристики семьи, обследование жилищно-бытовых условий |
Социальный педагог |
Образовательная деятельность |
|||
1 |
Помощь в обучении ребенку-мигранту в процессе адаптации и социализации |
Методическое объединение |
Руководители МО ОУ |
2 |
Одаренные дети |
Участие детей-мигрантов в разработке учебных проектов |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя |
3 |
Русский язык по специальной подготовке |
Дополнительные занятия по специальной подготовке детей-мигрантов для обучения русскому языку |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, классные руководители, родители (законные представители) |
4 |
Дифференциация в обучении детей-мигрантов |
Дополнительные занятия по поддержке детей-мигрантов в области предметной подготовки |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, классные руководители, родители (законные представители) |
5 |
Как успешно сдать ГИА и ЕГЭ |
Занятия по подготовке детей к итоговой государственной аттестации и единому государственному экзамену |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, классные руководители, родители (законные представители) |
Воспитательная деятельность |
|||
1 |
Мир толерантности |
Неделя толерантности в ОУ |
Заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая, педагог-организатор, педагог-психолог, классные руководители, учителя. |
2 |
«Планета будущего» |
Школьная газета |
Старшая вожатая, педагог-организатор, классные руководители |
3 |
«Я за здоровый образ жизни!» |
Конкурс детских рисунков |
Старшая вожатая, педагог-организатор, классные руководители |
4 |
Школа – территория здоровья и спорта |
Приобщение детей-мигрантов к участию в спортивных секциях, спортивных соревнованиях |
Учитель физкультуры, инструктор по физическому воспитанию |
5 |
Школа – территория культуры и нравственности |
Приобщение детей-мигрантов к участию в кружках эстетического развития и воспитания |
Руководители кружков |
6 |
Я - личность |
Участие в работе школьной детско-юношеской организации |
Классные руководители, родители (законные представители) |
6 |
Я и мое будущее! |
Разработка портфолио ребенка-мигранта |
Заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая, педагог-организатор по экологическому воспитанию, классные руководители |
7 |
Школа – территория возможностей |
Участие детей-мигрантов в воспитательных мероприятиях ОУ, в олимпиадах по предметам |
Заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая, педагог-организатор по экологическому воспитанию, классные руководители |
8 |
Я и моя семья |
Участие детей-мигрантов в совместных мероприятиях с родителями, спортивные праздники, конкурсы и т.д. |
Заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая, педагог-организатор по экологическому воспитанию, классные руководители |
9 |
Мое отношение к окружающей среде. |
Участие детей мигрантов в деятельности школьного сообщества «Друзей природы» |
Руководитель школьного лесничества, педагог-организатор по экологическому воспитанию |
Профилактическая деятельность |
|||
1 |
Секреты здоровья и долголетия |
Групповые занятия по развитию ценностных ориентаций и социальных установок на здоровый образ жизни |
Педагог-психолог |
2 |
Познай своё «Я» |
Групповые занятия по адаптации и социализации детей-мигрантов в среду классного коллектива |
Педагог-психолог |
3 |
Взаимодействие с другими людьми |
Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков детей-мигрантов |
Педагог-психолог |
4 |
Моя будущая профессия |
Групповые и индивидуальные занятия по профессиональному самоопределению детей-мигрантов |
Педагог-психолог, социальный педагог |
5 |
Мы вместе |
Групповые занятия по первичной профилактике суицидального поведения и профилактике употребления ПАВ детьми-мигрантами |
Педагог-психолог, социальный педагог |
6 |
Основы безопасности и жизнедеятельности |
Родительско-педагогический патруль |
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители) |
7 |
Мои права и обязанности |
Совет профилактики |
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители) |
8 |
Определение образовательного маршрута ребенка-мигранта |
ПМПк ОУ |
Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, классные руководители, родители (законные представители) |
Консультативная деятельность |
|||
1 |
Родитель XXI века. Какой он? |
Родительский клуб – групповое консультирование |
Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог |
2 |
Консультационный пункт |
Консультирование детей-мигрантов, их родителей (законных представителей), педагогов ОУ по взаимодействию с детьми |
Социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, классные руководители, учителя |
3 |
Наша дружная семья |
Индивидуальное консультирование детей из семей мигрантов, родителей (законных представителей) |
Социальный педагог, педагог-психолог |
4 |
Педагогическая поддержка детей из семей мигрантов одно из условий успешной адаптации и обучения в школе |
Групповое и индивидуальное консультирование педагогов в рамках семинаров, семинаров-практикумов |
Педагог-психолог, социальный педагог |
5 |
Психолого-педагогическая поддержка детей-мигрантов |
Индивидуальное консультирование детей-мигрантов по вопросам детско-родительских отношений, взаимоотношений с одноклассниками, учителями |
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
Коррекционно-развивающая деятельность |
|||
1 |
Я и мои эмоции |
Групповые и индивидуальные занятия с детьми по коррекции и развитию эмоциональной сферы |
Педагог-психолог, социальный педагог |
2 |
Познай своё «Я» |
Групповые занятия по адаптации и социализации детей-мигрантов в среду классного коллектива |
Педагог-психолог |
3 |
Говорю правильно, пишу красиво |
Подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми-мигрантами по коррекции устной и письменной речи, коррекции звукопроизношения |
Классный руководитель |
4 |
Ритмика и правописание |
Занятия по логоритмике |
Педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители) |
5 |
Моя будущая профессия |
Групповые и индивидуальные занятия по профессиональному самоопределению детей-мигрантов |
Педагог-психолог, социальный педагог |
6 |
Не дружи со своей обидой |
Групповые и индивидуальные занятия по обучению взаимодействия в конфликте |
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
7 |
Педагогическая успешность ребенка |
Семинары, семинары-практикумы, тренинги для педагогов ОУ |
Педагог-психолог, социальный педагог |
6. Ожидаемые результаты
- Создание в муниципальном общеобразовательном учреждении единой целостной системы воспитания детей, подростков и молодежи.
- Формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к истории, культуре, традициям родного края, ответственности за его будущее развитие, гуманистических норм общения, здорового образа жизни, позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций.
- Повышение приемов воспитательного воздействия на подрастающее поколение за счет использования принципов педагогики, инновационных воспитательных методик и технологий, личностного и дифференцированного подходов в решении воспитательных задач.
- Социальная адаптация и социализация, профессиональное самоопределение детей-мигрантов.
- Укрепление воспитательного потенциала семьи.
- Формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности, профессиональной направленности.