МКОУ "Новолидженская СОШ"
с. Новое Лидже Табасаранского района РД
  • Социализация и психологическая адаптация

    План работы МКОУ «Новолидженская СОШ» с детьми из семей мигрантов

    Множество трудностей возникает на жизненном пути детей из семей мигрантов, с которыми им приходиться сталкиваться в результате смены места жительства.

    Характерной чертой психологического состояния мигрантов является так называемая категория «утрата». Дети лишаются своего привычного жилья, личных вещей, друзей, и близких родственников. Все это вызывает стрессовые ситуации и расстройства, которые могут проявляться в течение их дальнейшей жизни.

    Возникают и другие психологические моменты, связанные с пребыванием ребенка в образовательных учреждениях. Так, положение детей из семей мигрантов в школе, как правило, наносит ущерб их самоутверждению. Незнание языка и культуры региона нового поселения приводит к отставанию от других учащихся в изучении школьных предметов, к чувству дискомфорта. Стремление сохранить приверженность к прежним ценностям создает дополнительные проблемы в школе.

    Дети из семей мигрантов испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, это приводит к разным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации. У многих детей из семей мигрантов удовлетворительное отношение к учебе, слабая инициативность, отклонения личностного развития (заниженная самооценка, повышенная тревожность, сниженное самочувствие, активность, настроение; имеют место проявления агрессивности, нарушения поведения, изменения мотивационно-потребностной сферы, негативное отношение к социокультурным нормам других народов). Нужно помнить, что психолого-педагогические особенности детей и подростков из семей мигрантов, спровоцированные всем комплексом проблем, с которыми приходиться сталкиваться семьям мигрантов в связи с переменой места жительства, могут затруднить полноценное развитие личности.

    Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса мер педагогической, психологической и социальной поддержки, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания и успешную социализацию.

    Работа с такими детьми из семей мигрантов включает в себя, прежде всего, организацию, развитие и совершенствование системы педагогической поддержки.

    Цель – педагогическая поддержка адаптации и социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы.

    Задачи:

    1. Изучить уровень подготовки обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов по интеграции в образовательную и воспитательную среду детей-мигрантов.
    2. Изучить процесс адаптации детей – мигрантов при интеграции в образовательную и воспитательную среду.
    3. Оказать педагогическую поддержку детей-мигрантов в образовательной и воспитательной среде в условиях общеобразовательной школы.
    4. Провести мониторинг и анализ внедрения в систему образовательной и воспитательной среды педагогической поддержки детей-мигрантов.

    Для детей мигрантов важным является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения в новой языковой и культурной среде, так как, попадая в школьную среду, ребенок оказывается перед множеством разнообразных факторов, касающихся всех сторон жизни: обучение в школе, взаимоотношения с учителями, общение со сверстниками, отношение к тем или иным требованиям и нормам.

    Исходя из перечисленных выше проблем в педагогической поддержке детей-мигрантов должна вестись работа с обучающимися, педагогами, родителями (законными представителями) образовательного учреждения в направлении толерантного отношения к детям-мигрантам, обучения навыкам коммуникациии и помощи в формировании жизненных установок.

    План и структура психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов

                План и структура педагогической поддержки детей-мигрантов направлена на взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения и осуществляется на основе следующих мероприятий:

    № п/п

    Тема

    Направление, форма работы

    Ответственный

    Диагностическая деятельность

    1

    Определение уровня подготовки для обучения в классе

    Диагностика уровня обучения

    Классный руководитель, учителя по предметам обучения, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

    2

    Изучение медицинской карты ребенка-мигранта

    Диагностика уровня здоровья ребенка-мигранта

    Фельдшер

    3

    Изучение уровня развития устной и письменной речи ребенка

    Диагностика устной и письменной речи ребенка-мигранта

    Педагог-психолог

    4

    Предварительная оценка психического здоровья ребенка

    Диагностика психического здоровья, оценка наличия уровня стресса, «утраты»

    5

    Социальная карта ребенка-мигранта

    Диагностика социальной характеристики семьи, обследование жилищно-бытовых условий

    Социальный педагог

    Образовательная деятельность

    1

    Помощь в обучении ребенку-мигранту в процессе адаптации и социализации

    Методическое объединение

    Руководители МО ОУ

    2

    Одаренные дети

    Участие детей-мигрантов в разработке учебных проектов

    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя

    3

    Русский язык по специальной подготовке

    Дополнительные занятия по специальной подготовке детей-мигрантов для обучения русскому языку

    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, классные руководители, родители (законные представители)

    4

    Дифференциация в обучении детей-мигрантов

    Дополнительные занятия по поддержке детей-мигрантов в области предметной подготовки

    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, классные руководители, родители (законные представители)

    5

    Как успешно сдать ГИА и ЕГЭ

    Занятия по подготовке детей к итоговой государственной аттестации и единому государственному экзамену

    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, классные руководители, родители (законные представители)

    Воспитательная деятельность

    1

    Мир толерантности

    Неделя толерантности в ОУ

    Заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая, педагог-организатор, педагог-психолог, классные руководители, учителя.

    2

    «Планета будущего»

    Школьная газета

    Старшая вожатая, педагог-организатор, классные руководители

    3

    «Я за здоровый образ жизни!»

    Конкурс детских рисунков

    Старшая вожатая, педагог-организатор, классные руководители

    4

    Школа – территория здоровья и спорта

    Приобщение детей-мигрантов к участию в спортивных секциях, спортивных соревнованиях

    Учитель физкультуры, инструктор по физическому воспитанию

    5

    Школа – территория культуры и нравственности

    Приобщение детей-мигрантов к участию в кружках эстетического развития и воспитания

    Руководители кружков

    6

    Я - личность

    Участие в работе школьной детско-юношеской организации

    Классные руководители, родители (законные представители)

    6

    Я и мое будущее!

    Разработка портфолио ребенка-мигранта

    Заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая, педагог-организатор по экологическому воспитанию, классные руководители

    7

    Школа – территория возможностей

    Участие детей-мигрантов в воспитательных мероприятиях ОУ, в олимпиадах по предметам

    Заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая, педагог-организатор по экологическому воспитанию, классные руководители

    8

    Я и моя семья

    Участие детей-мигрантов в совместных мероприятиях с родителями, спортивные праздники, конкурсы и т.д.

    Заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая, педагог-организатор по экологическому воспитанию, классные руководители

    9

    Мое отношение к окружающей среде.

    Участие детей мигрантов в деятельности школьного сообщества «Друзей природы»

    Руководитель школьного лесничества, педагог-организатор по экологическому воспитанию

    Профилактическая деятельность

    1

    Секреты здоровья и долголетия

    Групповые занятия по развитию ценностных ориентаций и социальных установок на здоровый образ жизни

    Педагог-психолог

    2

    Познай своё «Я»

    Групповые занятия по адаптации и социализации детей-мигрантов в среду классного коллектива

    Педагог-психолог

    3

    Взаимодействие с другими людьми

    Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков детей-мигрантов

    Педагог-психолог

    4

    Моя будущая профессия

    Групповые и индивидуальные занятия по профессиональному самоопределению детей-мигрантов

    Педагог-психолог, социальный педагог

    5

    Мы вместе

    Групповые занятия по первичной профилактике суицидального поведения и профилактике употребления ПАВ детьми-мигрантами

    Педагог-психолог, социальный педагог

    6

    Основы безопасности и жизнедеятельности

    Родительско-педагогический патруль

    Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители)

    7

    Мои права и обязанности

    Совет профилактики

    Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители)

    8

    Определение образовательного маршрута ребенка-мигранта

    ПМПк ОУ

    Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, классные руководители, родители (законные представители)

    Консультативная деятельность

    1

    Родитель XXI века. Какой он?

    Родительский клуб – групповое консультирование

    Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог

    2

    Консультационный пункт

    Консультирование детей-мигрантов, их родителей (законных представителей), педагогов ОУ по взаимодействию с детьми

    Социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, классные руководители, учителя

    3

    Наша дружная семья

    Индивидуальное консультирование детей из семей мигрантов, родителей (законных представителей)

    Социальный педагог, педагог-психолог

    4

    Педагогическая поддержка детей из семей мигрантов одно из условий успешной адаптации и обучения в школе

    Групповое и индивидуальное консультирование педагогов в рамках семинаров, семинаров-практикумов

    Педагог-психолог, социальный педагог

    5

    Психолого-педагогическая поддержка детей-мигрантов

    Индивидуальное консультирование детей-мигрантов по вопросам детско-родительских отношений, взаимоотношений с одноклассниками, учителями

    Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

    Коррекционно-развивающая деятельность

    1

    Я и мои эмоции

    Групповые и индивидуальные занятия с детьми по коррекции и развитию эмоциональной сферы

    Педагог-психолог, социальный педагог

    2

    Познай своё «Я»

    Групповые занятия по адаптации и социализации детей-мигрантов в среду классного коллектива

    Педагог-психолог

    3

    Говорю правильно, пишу красиво

    Подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми-мигрантами по коррекции устной и письменной речи, коррекции звукопроизношения

    Классный руководитель

    4

    Ритмика и правописание

    Занятия по логоритмике

    Педагог-психолог, классные руководители, родители (законные представители)

    5

    Моя будущая профессия

    Групповые и индивидуальные занятия по профессиональному самоопределению детей-мигрантов

    Педагог-психолог, социальный педагог

    6

    Не дружи со своей обидой

    Групповые и индивидуальные занятия по обучению взаимодействия в конфликте

    Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

    7

    Педагогическая успешность ребенка

    Семинары, семинары-практикумы, тренинги для педагогов ОУ

    Педагог-психолог, социальный педагог

               

    6. Ожидаемые результаты

    1. Создание в муниципальном общеобразовательном учреждении единой целостной системы воспитания детей, подростков и молодежи.
    2. Формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к истории, культуре, традициям родного края, ответственности за его будущее развитие, гуманистических норм общения, здорового образа жизни, позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций.
    3. Повышение приемов воспитательного воздействия на подрастающее поколение за счет использования принципов педагогики, инновационных воспитательных методик и технологий, личностного и дифференцированного подходов в решении воспитательных задач.
    4. Социальная адаптация и социализация, профессиональное самоопределение детей-мигрантов.
    5. Укрепление воспитательного потенциала семьи.
    6. Формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности, профессиональной направленности.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике